Краткосрочный проект «Народные промыслы» 02.04.2021

В рамках этого проекта дошкольники старшей группы №11 познакомились с городецкой, гжельской и полхов-майданской росписью.

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Срок реализации: 15 марта – 1 апреля 2021г.

Тип проекта: информационно – познавательный, творческий.

Актуальность проекта: в наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно – прикладного искусства, народными промыслами и народными традициями.

Цели:

- обобщать знания детей о декоративно - прикладном искусстве;

- развивать у детей познавательный интерес к русскому народному творчеству;

- обобщить результаты коллективной творческой деятельности детей, родителей, педагогов в ходе реализации проекта «Народные промыслы».

Задачи:

Образовательные:

- продолжать знакомство с русскими народными промыслами (городецкой, гжельской, полхов-майданской росписью);

- вызвать интерес у детей к народному творчеству;

- учить видеть красоту и своеобразие городецкой, гжельской, полхов-майданской росписи;

- учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей;

- научить детей ориентироваться в различных видах росписи.

Воспитательные:

- воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству;

- воспитывать любовь к народному творчеству;

- воспитывать уважение к работе народных мастеров;

- воспитывать эстетические и этические чувства, любознательность.

Развивающие:

- развивать познавательную активность детей;

- развивать чувство цвета, композиционные умения;

- развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать;

- активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, элемент, розан, купавка, Городец, Гжель, Полхов – Майдан.

Планируемые результаты проекта:

- знание детьми различных видов декоративно-прикладного искусства: городецкой, гжельской, полхов-майданской росписи;

- умение детей ориентироваться в различных видах росписи;

- умение детьми составлять узоры по мотивам народных росписей.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Методическая работа: разработка проекта. Донесение до участников проекта важность данной проблемы. Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, иллюстрационного материала по данной теме. Подбор детской художественной литературы. Подбор наглядного материала, игрушек, раскрасок на тему «Сине-голубая Гжель», «Городецкая роспись», «Полхов-майданская роспись». Обдумывание творческих зданий для детей и родителей.

Основной этап

Виды деятельности и формы работы в образовательных областях

Социально-коммуникативное развитие

Беседа: «Что ты знаешь об искусстве Городецких мастеров?», «Почему Гжель называется сине-голубой?», «Какими промыслами занимались мастера Полхов – Майдана? Какими элементами росписи они пользовались?», «История русской матрешки».

Сюжетно – ролевые игры: «Художественный салон», «Экскурсия по Городецкому музею», «Угостим матрешек чаем»

Познавательное развитие

Рассматривание: репродукций, картин, иллюстраций, энциклопедий, фотографий, альбомов на тему «Народные промыслы России»

Рассматривание альбомов для творчества: «Сказочная Гжель», «Городецкая роспись», «Полхов – Майдан», «Матрешки».

Викторина «Народные промыслы»

Дидактические игры: «Найди пару», «Разрезные картинки», «Лото», «Обведи элемент», «Дорисуй рисунок», «Поможем художнику», «Найди лишнее», «Узнай элементы узора».

Презентация: «Народно – художественные промыслы России», «Русские народные ремесла», «Из истории матрешки»

Речевое развитие

Чтение стихов и загадок о Гжели, Городце, матрешках.

Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов.

Разучивание стихотворений У.А.Никоновой «Узоры гжели», «Семеновские матрешки».

Физическое развитие

Подвижные народные игры; «Ручеек», «Кружева», «Горелки»

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная деятельность

Рисование «Роспись бочонка» (Полхов-Майдан), «Роспись гжельской посуды», «Роспись матрешки»

Лепка «Чайная пара» (гжель)

Альбомы для раскрашивания с элементами различных росписей (игрушки, матрешки, посуда).

Хороводные народные игры: «Гуси-лебеди», «Каравай», «Лохматый пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору»

Работа с родителями

Рекомендации по посещению Всероссийского музея декоративно – прикладного и народного искусства

Консультация для родителей: «Народные промыслы России», «Город мастеров».

Заключительный этап

Выставка детских творческих работ по теме: «Декоративно – прикладное искусство».

Выставка изделий гжельской керамики, изделий городецкого промысла, игрушек полхов-майданской росписи, матрешек.