Вид проекта: познавательный, творческий, интегрированный.
Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), воспитатели, родители.
Срок реализации: 2 октября – 3 ноября 2023 г., краткосрочный.
Цель проекта: Познакомить детей с жизнью и творчеством писателя В. Г. Сутеева.
Актуальность: Владимир Григорьевич Сутеев – один из любимых детских авторов, не только прекрасный детский писатель, но и мультипликатор, художник, режиссёр-сценарист. Все его произведения написаны простым детским языком, эмоциональны, а все персонажи с ярким, живым характером. Поведение любого персонажа похоже на поведение ребёнка: герой может быть любознательным, непоседливым, храбрым или трусливым, трудолюбивым или ленивым. Сказки Сутеева очень ценны с точки зрения воспитания детей так, как с помощью них дети учатся отличать хорошее от плохого, сопереживать добрым персонажам, когда те ведут борьбу с опасными злодеями. Через ознакомление со сказками В. Г. Сутеева дети знакомятся с миром животных, у детей формируются навыки справедливости, добра, дружбы, понимания, взаимовыручки. Общение с творчеством В. Г. Сутеева способствует развитию интереса к книге. Сказки Сутеева входят в жизнь ребенка как добрые, весёлые друзья. Они не только радуют, но и учат детей щедрости и желанию поделиться, любознательности, осторожности, умению сопереживать и заботиться о других.
Задачи:
Образовательные
- вызывать интерес к творчеству В. Сутеева, к оформлению его книг, как художника-иллюстратора.
- расширять круг знаний об окружающем мире;
- формировать основы читательской самостоятельности - умение называть произведение, определять жанр и тему.
Развивающие
- развивать зрительное внимание, наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, умение сравнивать, сопоставлять, высказывать собственные суждения, используя образные слова и выражения;
- совершенствовать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание о содержании произведения, о героях и их поступках, эмоционально реагировать на литературное произведение.
Воспитательные
- воспитывать у детей нравственные основы личности через восприятие произведений Сутеева;
- воспитывать отзывчивость, умение проявлять взаимопомощь;
- прививать любовь и интерес к чтению художественной литературы.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.
Изучение творчества и биографии писателя.
Подбор литературных произведений В. Сутеева для детского чтения.
Оформление книжного уголка.
Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми.
Подборка фотографий, иллюстраций, дидактических пособий.
Основной этап
Виды деятельности и формы работы
Социально-коммуникативное развитие
Беседы: «Что такое доброта?», «Мы дружные ребята», «Что ты знаешь о взаимовыручке», «Любишь ли ты книги?»
Рассматривание иллюстраций и сюжетных картин по произведениям В.Г. Сутеева.
Загадки по сказкам В. Сутеева
Сюжетно-ролевые игры: «Путешествие в лес», «Зоопарк», «Семья».
Познавательное развитие
Просмотр презентаций: «Творчество В.Г. Сутеева для детей», «Сутеев – сказочник, художник, мультипликатор».
Дидактические игры: «Составь картинку», «Кто, чем питается?», «Угадай к какой сказке иллюстрация?», «Узнай героя сказки по описанию».
Конструирование телеги из сказки «Разные колеса», кораблик из сказки «Кораблик» (из подручного материала).
Просмотр мультфильмов по произведениям В. Сутеева.
Литературная разминка «Угадай, из какой сказки картинка»
Речевое развитие
Чтение художественной литературы: «Мешок яблок», «Три котенка», «Петух и краски», «Мышонок и карандаш», «Разные колеса», «Капризная кошка», «Под грибом», «Палочка-выручалочка», «Кто сказал мяу?», «Яблоко», «Мы ищем кляксу», «Про бегемота, который боялся прививок», «Кораблик», «Дядя Миша» и другие.
Речевые игры: «Назови одним словом», «Один – много». «Назови героев сказки ласково», «Опиши – мы отгадаем», «Волшебный сундучок».
Артикуляционная гимнастика: «Уточка», «Парус», «Грибок».
Физическое развитие
Подвижные игры: «Кто быстрее соберет грибы в корзинку?», «По ровненькой дорожке», «Где же мышь?», «Солнышко и дождь», «Кто самый быстрый»», «Рыбки».
Пальчиковые игры: «Под грибом».
Физкультминутки: «Ежик и зайка», «Звериная зарядка», «Ну-ка, зайки выходите…»
Игровые упражнения: «Веселые зверята», «Друзья», «Кто быстрее под грибок?».
Художественно-эстетическое развитие
Игры – драматизации по произведениям В. Сутеева «Три котенка», «Яблоко», «Под грибом».
Настольный театр «Три котенка».
Продуктивная деятельность
Рисование: «Под грибом»
Лепка: «Три котенка»
Оригами из бумаги «Грибок»
Аппликация: «Главный герой сказок Сутеева – ежик» (коллективная работа)
Самостоятельная художественная деятельность - раскраски по произведениям автора.
Работа с родителями
Участие родителей в пополнении пространственно-развивающей среды.
Консультация для родителей «Ребёнок и книга», «Важность семейного чтения».
Изготовление памяток для родителей «Читаем дома».
Заключительный этап
Выставка книг Владимира Григорьевича Сутеева.
Оформление выставки детских творческих работ по произведениям В. Сутеева.
Литературная викторина по произведениям В.Г. Сутеева «Узнай сказку»
Литературная гостиная «В гостях у В. Сутеева», совместное мероприятие с библиотекой №214 им.Ю.А. Гагарина.