Вид проекта: познавательно – творческий.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: 1 октября – 18 октября 2024 г., краткосрочный.
Цель проекта: способствовать обогащению представлений детей об осени- как времени года, его характерных особенностях.
Актуальность: природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного. Особенно щедра на подарки осень. Сколько вкусных фруктов и овощей созревает у людей в огородах, сколько ярких цветов расцветает в садах. Так же не счесть даров, которые преподносит природа, не требуя никаких усилий от человека. Это и ягоды, и грибы, и лекарственные травы. Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с раннего детства. Поэтому в детском саду мы постоянно обращаемся к этой проблеме, рассматривая её с детьми со всех возможных сторон. Чтобы у ребёнка возникло желание беречь и охранять природу, он должен научиться видеть её красоту и понимать ценность для человека.
Задачи
Образовательные:
- расширять знания детей об осени, её признаках и явлениях;
- учить распознавать характерные особенности овощей и фруктов, ягод и грибов, расширять представления детей о значении их в жизни человека, обогащать личный опыт детей знаниями об их способе произрастания (сад, огород, лес);
- учить различать плоды и листья деревьев и кустарников;
- расширять и активизировать словарный запас детей;
- формировать у детей умение вести наблюдения за объектами живой и неживой природы.
Развивающие:
- развивать интерес у детей к наблюдениям, умение замечать изменения, происходящие в природе;
- развивать диалогическую форму речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин;
- развивать художественно-творческие способности.
Воспитательные:
- воспитывать у детей эмоциональное, положительное отношение к природе, умение видеть прекрасное в разное время года;
- воспитывать умение вести диалог (внимательно слушать, отвечать на вопросы, не отвлекаться, не перебивать);
- воспитывать бережное отношение к природе.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.
Создание развивающей среды для продуктивной деятельности.
Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах.
Подбор методической и художественной литературы, загадок, иллюстрированного материала и предметов по теме.
Основной этап
Виды деятельности и формы работы в образовательных областях
Социально-коммуникативное развитие
Беседы об осени: «Осень в гости к нам пришла», «Дары осени», «Деревья и плоды», «Овощи и фрукты – полезные продукты».
Рассматривание сюжетных картин по теме «Осень»: «Прогулка в лесу», «Уборка урожая».
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин «Овощи и фрукты»», «Сварим суп из овощей», «Приготовим к ужину салат», «Как сварить компот?»
Познавательное развитие
Просмотр презентации: «Осень – чудная пора!»
Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Найди такой же», «Когда это бывает?», «Что растёт на грядке?», «Разложи по тарелкам», «Четвёртый лишний», «Угадай по описанию», «Узнай на вкус», «Осенние приметы», «Запасы зверей», «Найди листок, как на дереве».
Наблюдение во время прогулки за сезонными изменениями.
Речевое развитие
Чтение художественной литературы: З. Н. Александрова «Дождик», К. Д. Бальмонт «Осень», А. Н. Плещеев «Осень наступила», Ю. Тувим «Овощи», В. А. Степанов «Яблоко», С. Я. Маршак «Что мы сажаем», В. Г. Сутеев «Под грибом», «Мешок яблок», Г. Н. Юдин «Как варить компот», Н. И. Сладков «Осень на пороге», А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало», Е. В. Фартутдинова «Сказка о том, почему помидор стал красным».
Загадывание загадок на темы: «Осень», «Овощи», «Фрукты».
Речевые игры: «Назови одним словом», «Один – много».
Составление рассказа по картине «Осень в лесу».
Физическое развитие
Подвижные игры: «У медведя во бору», «Урожай», «Кто больше», «Сбор яблок», «Грибы и грибники», «Найди пару».
Пальчиковые игры: «Капуста», «По грибы», «Апельсин», «У Лариски – две редиски», «В нашем огороде», «Пальчики в лесу».
Художественно-эстетическое развитие
Продуктивная деятельность
Рисование: «Морковка для зайчика», «Большие и маленькие яблоки», «Грибы на полянке», «Золотая осень».
Лепка: «Грибы для ёжика», «У медведя во бору» (природный материал), «Груша» (пластилинография).
Аппликация: «Консервирование овощей», «Осеннее дерево», «Мухомор» (оригами).
Коллективная работы: «Осенние деревья».
Работа с родителями
Участие родителей в пополнении пространственно-развивающей среды.
Консультации: «Осенние забавы», «Овощи и фрукты – лучшие продукты».
Участие в конкурсе поделок из природного материала «Необычное из обычного».
Мастер-класс «Совушка» (природный материал).
Заключительный этап.
Конкурс поделок из природного материала «Необычное из обычного».
Спортивный досуг «Во саду ли, в огороде».
Музыкальный досуг «Что у осени в корзине?»