Вид проекта: познавательно- исследовательский
Участники проекта: дети подготовительной группы (6-7 лет), воспитатели. Проект групповой.
Срок реализации: 14.10.2024-02.11.2024 Краткосрочный.
Цель проекта: познакомить с явлением природы — ветром
Актуальность. Что такое ветер? Это горизонтальное движение слоев воздуха из зоны с высоким атмосферным давлением в зону низкого, сопровождающееся определенной скоростью. Но как доступным «языком» объяснить детям, что такое ветер?
Задачи :
-познакомить с понятием «ветер»;
-рассказать детям, как возникает ветер, какими свойствами он обладает и как он влияет на жизнь людей и природы в целом;
-научить детей по-разному определять ветер;
-активизировать словарный запас, упражняя детей в подборе прилагательных, глаголов к слову «ветер»;
-познакомить детей с большим многообразием художественной литературы, загадками, потешками, пословицами, приметами и песнями о ветре;
-пробудить интерес к проведению опытов ;
-привить интерес детей к окружающей нас природе.
Планируемые результаты реализации проекта:
Познакомить детей с одним из самых уникальных природных явлений — ветром. Объяснить и показать механизм его действия- как он зарождается, как влияет на разные сферы окружающей жизни.
Этапы работы над проектом:
I этап. Подготовительный:
разработка проекта.
- Заинтересовать участников изучением данной темы;
- Изучить методическую и научно-популярную литературу;
- Подобрать иллюстрационный материал и видеоматериал по теме;
- Подобрать материал для игровой и продуктивной деятельности;
- Составить план работы (занятий, мероприятий);
- Создать условия для взаимодействия с семьями воспитанников
II этап. Практический (основной)
Методы организации опытно – экспериментальной деятельности
Словесные — чтение поговорок, пословиц, примет, заучивание стихотворения Алябьевой «Проказник–ветер!», чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», сказки «Ветер и цветок», «Солнце и ветер» К.Д. Ушинского, «Как ветер искал друга» Ириса Ревю, латышской сказки «Солнце, мороз и ветер»,отгадывание загадок, беседа на тему «Ветер».
Слушание песни И. Дунаевского «А ну – ка, песню нам пропой, весёлый ветер».
Наглядные — рассматривание картин и фотографий, показ познавательных мультфильмов про ветер, показ презентации «Ветер».
Наблюдения во время прогулок.
1.Наблюдение «игры ветра» с листьями, со снежинками.
2.Экспериментирование:наблюдение за ленточками, развешанными на деревьях с целью определения наличия и направления ветра.
3.Наблюдение за движением облаков в небе и изменением их формы.
Практические – игры, опыты, изготовление вертушек, флюгера, пособие на определения ветра для календаря природы, знакомство с подвижными и настольными играми на тему «Ветер»
Подвижная игра «Северный и южный ветер». Пока мы не знакомы с северным и южным ветром, мы их заменили на синий и красный цвет. Цель игры: северный холодный ветер (ребенок с синей лентой) пытается «заморозить» как можно больше детей, а южный теплый ветер (ребенок с красной лентой), касаясь, их «размораживает».
Подвижная игра «Как ветер растениям помогает?» В этой игре ребенок изображает, как ветер помогает растениям разносить их семена.
Настольные игры: «Аэрофутбол», цель которой забить мяч в ворота с помощью ветра. Аналогичны игры «Покорми меня», «Веселые колобки», «Снегопад» и «Листопад», «Кто быстрее?».
Изготовление корабликов и проведение опыта с ними «Я — капитан»: Дети делятся на пары, перед каждой из них ставится контейнер с водой. Дети опускают свои кораблики в воду и дуют на них, чтоб они плыли к противоположному краю. В ходе игры мы объясняем детям если дуть сильнее, то скорость корабля увеличится и наоборот.
Конструирование вертушек.
III этап. Заключительный: подведение итогов и презентация проекта.
ВЫВОД: Задачи проекта были реализованы. Повысилась познавательная активность детей. Проект оказался интересным для всех его участников.