Вид проекта: познавательно – творческий.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: 5 ноября – 13 ноября 2024 г., краткосрочный.
Цель проекта : расширение представления о зимующих птицах, всероссийском празднике «Синичкин день».
Актуальность: осень близиться к своему завершению. Вот и наступил последний осенний месяц. И как только на улице похолодало, многие птички засуетились, как будто их кто-то напугал. Пришла пора некоторым из них улетать в теплые края. Но улетают от нас одни пернатые, остаются другие птицы.
С давних пор на Руси 12 ноября отмечался Синичкин день, т. е., день встречи зимующих птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли и просто любовались зимними птахами.
Почему именно Синичкин день? Да потому что синица – для Руси божья птица. Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали. Если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность, если станет клевать крошки хлеба - то будет в доме достаток. В народе говорили «Невелика птичка синичка, а свой праздник знает».
К сожалению, у наших детей недостаточные знания о народных праздниках, приметах, о жизни птиц в зимний период, и о том, как человек может помочь птицам перезимовать.
Задачи
Образовательные:
- формировать знания детей о роли птиц в жизни человека;
- сформировать представления о причинах гибели птиц в зимний период;
- учить распознавать птицу по характерным признакам.
Развивающие:
- формировать умения сравнивать, выявлять отличительные признаки;
- развивать творческие способности;
- расширять и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме;
- развивать познавательную активность, самостоятельность, умение рассуждать, делать вывод.
Воспитательные:
- воспитывать заботливое отношение к природе, желание помочь птицам в трудных зимних условиях;
- воспитывать самостоятельность, коммуникативные навыки работы в группе.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.
Создание развивающей среды для продуктивной деятельности.
Подбор познавательной и художественной литературы, наглядных пособий, загадок, иллюстрированного материала и предметов по теме.
Основной этап
Виды деятельности и формы работы в образовательных областях
Социально-коммуникативное развитие
Беседы: «Русский народный праздник «Зиновий-синичкин», «Как люди заботятся о птицах», «Что можно насыпать в кормушку», «Зачем нужны птицы?»
Рассматривание сюжетных картин по теме: «Зимующие птицы», «Доживем до весны».
Сюжетно-ролевые игры: «Поездка в зоопарк», «Угощения для птиц».
Познавательное развитие
Просмотр презентаций: «12 ноября-Синичкин день», «Как птицы готовятся к зиме».
Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Когда это бывает?», «Собери картинку», «Какой птицы не стало?», «Парные картинки».
Настольная игра: «Мемо. Зимующие птицы».
Народные приметы про синиц.
Наблюдение во время прогулки за синичками.
Речевое развитие
Чтение художественной литературы: Т. Шорыгина «Синица», И.С. Соколов-Микитов «Синицы», Г. Скребицкий «Догадливая синичка», Н. Сладков «Синичкина кладовая», «Синичка необыкновенная», И. Эмановская «Синичкин день».
Загадывание загадок, чтение пословиц и поговорок.
Закличка : «Синиченька-невеличенька».
Речевые игры: «Зимующие или перелетные птицы?».
Составление описательного рассказа о внешнем виде синицы.
Физическое развитие
Подвижные игры: «Птицы в гнездышки», «Птицелов», «Филин и птички», «Птички и клетка», «Синички и кот», «Перелет птиц».
Хороводные игры: «Летели две птички», «Разноцветные синички».
Пальчиковая игра: «Кормушка».
Упражнение на дыхание: «Погреем синичку».
Физкультминутки: «Скачет шустрая синичка», «Синички».
Художественно-эстетическое развитие
Продуктивная деятельность
Аппликация: «Синичка на ветке».
Лепка: «Синичка-невеличка» (пластилинография).
Рисование: «Синичка»
Работа с родителями
Участие родителей в пополнении пространственно-развивающей среды.
Консультация: «Народный праздник - Зиновий –синичкин».
Угощения для синичек.
Заключительный этап.
Выставка детского творчества на тему: «Синичка-невеличка».
Акция: «Покорми птичек».