Вид проекта: познавательно-творческий.
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Срок реализации: 01.11 – 14.11.24 г.
Цели: расширять представления детей старшего дошкольного возраста об особенностях культуры цыганского народа, о традициях, фольклоре.
Актуальность проекта: Дружелюбие, уважение к людям разных национальностей не передаются по наследству, в каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начинается формирование этих качеств, тем большую устойчивость они приобретут.
Задачи:
Образовательные:
- знакомство дошкольников с национальной культурой цыганского народа;
- расширить кругозор детей посредством уточнения интересных фактов о цыганском народе;
- помочь детям через игру понять особенности национальной культуры людей;
- приобщение к художественной литературе, искусству, музыкальной деятельности, театрализованной игре.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе обобщения знаний о цыганах;
- развивать умение отвечать на вопросы;
- знакомить с литературой цыганского народа;
- расширять круг знаний народных игр
- развивать творческие и речевые способности детей;
- учить детей выступать на публику, перед взрослыми и детьми.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма, уважения к национальным традициям народов России;
- воспитывать у детей уважение к культуре и обычаям других национальностей;
- вызвать эмоциональный отклик на литературные, музыкальные произведения;
- поддерживать у детей и родителей потребность в совместной познавательной и творческой деятельности.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
- определение темы, разработка перспективного плана;
- подготовка материалов и оборудования;
- оформление развивающей среды материалами по соответствующей теме;
- активизировать родителей и их творческую инициативу для реализации проекта.
Основной этап
Виды деятельности и формы работы в образовательных областях
Социально-коммуникативное развитие
Беседы «Что такое толерантность?», «Дружба начинается с улыбки», «Мы разные, но мы дружные».
Дидактические игры: «Собери цыганский флаг», «Я хочу с тобой подружиться», «Что такое хорошо, что такое плохо», «Добрые и вежливые слова».
Сюжетно-ролевая игра: «Семья», «В кафе», «Детский сад».
Экспрессивный этюд «Подарок», направленный на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми.
Познавательное развитие
Рассматривание иллюстраций и фотографий по теме.
Рассматривание картин «Вихрь цыганского танца», «У цыганского костра».
Слушание сказок, песен, стихотворений, произведений, поговорок, пословиц цыганского народа.
Прослушивание аудиозаписи национальной музыки разных народов.
Просмотр мультфильмов: «Дойя», «Цыганские частушки», «Катерок».
Оформление выставки по теме в книжном уголке.
Просмотр мультимедиа-презентации «Национальные костюмы разных народов».
Речевое развитие
Чтение художественной литературы М.Пляцковский «Урок дружбы», Э.Успенский «Крокодил Гена и Чебурашка», В.Катаев «Цветик – семицветик», русская народная сказка «Лиса и журавль».
Разучивание стихотворений к «Фестивалю народов мира».
Словесные игры: «Назови волшебное слово», «Доскажи словечко», «Выбираем хорошие поступки».
Отгадывание загадок.
Игра-фантазия: «Продолжи сказку».
Игровое упражнение «Изобрази».
Создание картотеки подвижных игр народов мира.
Художественно-эстетическое развитие
Продуктивная деятельность
Рисование (роспись по мокрой ткани в технике «Батик»)
- «Цыганский костюм»
Аппликация
- коллективная работа по аппликации «Дружат дети всей планеты».
Лепка
- «Быстрый конь»
Конструирование (лего-материал)
- «Цыганская кибитка»
Работа с родителями
- помощь в разучивании текста песни на цыганском языке,
- сбор фотоматериалов;
- участие в Фестивале народов мира.
Заключительный этап
- участие в Фестивале народов мира.