Вид проекта: познавательный, творческий, интегрированный.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: сентябрь – ноябрь 2024 г., среднесрочный.
Цель проекта: Формировать представления детей об осенних явлениях природы.
Актуальность: Общение с природой имеет большое значение для познавательного развития детей дошкольного возраста. Дети с удовольствием общаются с живыми существами, наблюдают за ними, охотно наблюдает за растениями. Дошкольники проявляют любознательность: задают вопросы, высказывают свои суждения. Общение с природой предлагает массу возможностей для развития речи ребенка, движений, воображения - это формирует хорошую основу для его интеллектуального развития. Детские впечатления, полученные от общения с природой, запоминаются человеком на всю жизнь. Именно поэтому очень важно ввести ребенка в природу с самого раннего возраста. Осень - одно из самых красивых времен года. Эта природная красота понятна и доступна даже самому маленькому ребенку.
Задачи:
Образовательные
- обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;
- способствовать формирования у детей умение вести наблюдения в живой и неживой природе;
- расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;
Развивающие
-развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, при рассматривании иллюстраций и картин художников;
- расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;
- развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;
- способствовать развитию памяти, восприятия;
Воспитательные
- воспитывать нравственные и духовные качества ребенка во время общения с природой;
- воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми. Подборка фотографий, литературы. Сбор листьев для работ, семян растений, шишек, желудей и косточек плодов. Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах. Оформление стенда для родителей по теме: «Осень».
Основной этап
Виды деятельности и формы работы
Социально-коммуникативное развитие
Беседы: «Осень – добрая волшебница», «Перелётные птицы», «Листопад», «Растительный мир осенью», «Что мы знаем про осень?», «Витамины с грядки», «Правила поведения в природе», «Почему осень называют щедрой».
Рассматривание иллюстраций и сюжетных картин по теме «Осень»
Рассматривание тематических альбомов: «Овощи», «Фрукты», «Деревья и кустарники осенью», «Перелетные и зимующие птицы», «Осень в картинах русских художников», «В лесу», «Дикие животные нашего леса».
Рассматривание картин известных художников: «Золотая осень» И.Левитан, «Осеннее утро» Г. Мясоедов, «Золотая осень» В.Поленов.
Загадки на тему осени. Пословицы, поговорки.
Сюжетно-ролевые игры: «Овощной магазин», «Огород», «Семья собирается на прогулку».
Настольные игры: домино «Овощи - фрукты», «Лото», тематические пазлы.
Познавательное развитие
Просмотр презентаций: «Осень – разноцветная пора», «Волшебница осень».
Дидактические игры: «Что за птица?», «Когда это бывает?», «С какого дерева лист?», «Что где растет?», «Что изменилось?», «Что в корзинку мы берем?», «Что лишнее», «Перелетные и зимующие птицы».
Просмотр мультфильмов «Лунтик и его друзья. Желтый лист», «Зверюшки-добрюшки. Сердце осени».
Исследовательская деятельность: «Знакомство со звуками природы» (шуршание листьев, шум дождя, голоса птиц).
Речевое развитие
Чтение художественной литературы: Ю. Тувим «Овощи», Н.Сладков «Осень на пороге», Г. Снегирев «Как птицы и звери к осени готовятся», А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало..», А. Барто «Осенью», А. Майков «Осенние листья по ветру кружат», Е, Фархутдинова «Сказка о том, почему помидор стал красным», В. Бианки «Синичкин календарь», И. Соколов-Микитов «Листопадничек», Ф. Толстой «Война грибов», К. Ушинский «Четыре желания».
Речевые игры: «Хорошо - плохо», «Один – много». «Назови ласково», «Опиши – мы отгадаем», «Волшебный сундучок», «Подбери признаки».
Артикуляционная гимнастика: «Уточка», «Орешки», «Грибок».
Физическое развитие
Подвижные игры: «Длинная змейка», «Филин и птицы», «Листопад», «Гуси и волк», «Сыч и мышата», «Ветер и деревья», «Найдите дерево».
Игры-соревнования: «Кто первый соберет осенний букет из листьев».
Пальчиковые игры: «Вышел дождик погулять», «Мы капусту рубим - рубим..», «Осенние листья», «Мы идем грибы искать».
Физкультминутки: «Листики», « Собираем сливы», «Подсолнух», «Деревья»;
Игровые упражнения: «Веселые зверята», «Друзья», «Кто быстрее под грибок?».
Художественно-эстетическое развитие
Инсценировка «Осенняя сказка», «Под грибом».
Настольный театр «Репка».
Продуктивная деятельность
Рисование: «Осенний лес», «Любимые фрукты», «Белый гриб», «Воробей» (сангина)
Лепка: «Овощи», «Грибы»
Аппликация: «Мухомор», «Варим борщ и компот», «Запасливый ежик» (коллективная работа), «Осеннее дерево».
Самостоятельная художественная деятельность - раскраски «Осень».
Работа с родителями
Участие родителей в конкурсе поделок из природного материала.
Консультация для родителей «Учите детей наблюдать», «Воспитание у детей любви к родному краю».
Заключительный этап
Выставка поделок из природного материала «Необычное из обыкновенного».
Музыкальный праздник «Что у осени в корзинке?»
Физкультурный досуг «Во саду ли, в огороде..»
Экологическая акция «Покормите птиц зимой»