Краткосрочный проект «Путешествие по сказкам Д.Н. Мамина Сибиряка» 29.01.2025

В подготовительной к школе группе №12 реализован краткосрочный проект «Путешествие по сказкам Д.Н. Мамина Сибиряка».

Вид проекта: познавательно-творческий

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.

Срок реализации: 13.01 – 22.01.25 г.

Цель: формировать у детей понятие о нравственных ценностях через приобщение к творчеству русского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка.

Актуальность проекта:

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано очень много. Обращение в процессе воспитания детей к отеческому наследию формирует у них уважение, гордость за землю, на которой они проживают. Вот почему детям необходимо научиться изучать и знать культуру своих предков. Книги Д. Н. Мамина – Сибиряка пронизаны гуманизмом, верой в победу добра и справедливости, в торжество правды. Именно эти чувства воспитывают произведения писателя. Всем своим творчеством автор стремился не только привить любовь к Родине, но и добиться, чтобы читатели становились её защитниками. На примере произведений Д. Н. Мамина – Сибиряка дошкольники знакомятся с миром природы, повадками и привычками животных, учатся замечать разные природные явления, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

Задачи:

Образовательные:

- формировать у детей интерес к книгам и использовать прочитанное в игровой, продуктивной и художественной деятельности;

- на примере произведений писателя формировать у детей такие нравственные качества как честность, ответственность за свои поступки, представление о добре и зле, желание противостоять злу;

- обогащать и расширять словарный запас детей, привлекать к речевому общению между детьми;

- приобщать дошкольников к современной жизни, развивать интерес к посещению выставок, музеев, городских экскурсий.

Развивающие:

- развивать умение выразительно пересказывать литературный текст, самостоятельно составлять рассказы;

- развивать наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, высказывать суждения, используя образные слова и выражения;

- развивать способность детей узнавать и называть прочитанные произведения, авторов и персонажей текстов;

- развивать желание детей к разыгрыванию несложных представлений по знакомым литературным произведениям.

Воспитательные:

- воспитывать чувство патриотизма, гордости, желание узнавать что-то новое из жизни своих предков;

- воспитывать в детях интерес к сказкам, желание читать книги и сочинять сказки;

- воспитывать чувство любви к Родине, к природе;

- формировать умение видеть красоту окружающего мира и бережно к нему относиться.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

- определение темы, разработка перспективного плана;

- подготовка материалов и оборудования;

- оформление развивающей среды материалами по соответствующей теме;

- активизировать родителей и их творческую инициативу для реализации проекта.

Основной этап

Виды деятельности и формы работы в образовательных областях

Социально-коммуникативное развитие

Беседы: «Как я провел выходные на природе», «Какие бывают леса?».

Дидактические игры: «Из какой сказки иллюстрации», «Собери, разрезные картинки», «Сложи животное», «Разложи по группам», «Чей домик?», «Экологическое лото».

Сюжетно-ролевая игра «Лаборатория», «Путешествие в лес».

Ситуативный разговор «Будем беречь и охранять природу», «Мы пришли в лес».

Акция под лозунгом «Поможем птицам зимой!»

Познавательное развитие

Просмотр мультимедийных презентаций: «Биография Д. Н. Мамина -Сибиряка», «Иллюстрации к произведениям Д. Н. Мамина - Сибиряка».

Рассматривание фотографий, сделанных с родителями во время прогулок.

Просмотр мультфильмов: «Серая Шейка», «Храбрый заяц».

Оформление выставки по теме в книжном уголке.

Прослушивание аудиозаписи сказок «Алёнушкины сказки», «Серая шейка».

Слушание звуков природы, пение птиц, жужжание насекомых.

Музыкальный материал для слушания музыкальных сказок «Сказка в музыке» разных композиторов (П. И. Чайковского, С. Прокофьева), прослушивание русских народных песен.

Речевое развитие

Чтение художественной литературы: «Алёнушкины сказки» («Сказка про Козявочку», «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Приемыш», «Охотник Емеля», «Как жила последняя муха», «Сказка про Комара Комаровича»), «Серая Шейка».

Разучивание стихотворений к досугу «Сказки Мамина-Сибиряка».

Словесные игры: «Какое слово лишнее?», «Назови ласково», «Спортивные слова», «Да - Нет», «Продолжи предложение (согласование числительных с существительными)», «Сочини сказку о лесе, о его обитателях», «Сочини сказку о птицах».

Отгадывание загадок.

Литературная викторина по сказкам Мамина-Сибиряка.

Игра-фантазия: «Продолжи сказку».

Игровое упражнение «Изобрази».

Игра-драматизация «Сказка про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

Игра - пантомима «Узнай животное».

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная деятельность

Рисование

- «Уточка» (пастель)

Аппликация (смешанная техника)

- «Зимний лес»

Лепка (пластилинография)

- «Серая шейка»,

Конструирование (оригами)

- «Лиса»

- «Зайчик»

Задание с использованием раскрасок.

Работа с родителями

- оформление выставки книг произведений Д.Н Мамина-Сибиряка;

- подготовка атрибутов, костюмов для театрализованного представления;

- проведение досуга «Сказки Мамина-Сибиряка».

Заключительный этап

- музыкально-театрализованное представление сказки «Серая шейка».

- литературный досуг «Сказки Мамина-Сибиряка».