Вид проекта: познавательно-творческий
Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Срок реализации: 13.01 – 22.01.25 г.
Цель: формировать у детей понятие о нравственных ценностях через приобщение к творчеству русского писателя Д.Н. Мамина-Сибиряка.
Актуальность проекта:
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано очень много. Обращение в процессе воспитания детей к отеческому наследию формирует у них уважение, гордость за землю, на которой они проживают. Вот почему детям необходимо научиться изучать и знать культуру своих предков. Книги Д. Н. Мамина – Сибиряка пронизаны гуманизмом, верой в победу добра и справедливости, в торжество правды. Именно эти чувства воспитывают произведения писателя. Всем своим творчеством автор стремился не только привить любовь к Родине, но и добиться, чтобы читатели становились её защитниками. На примере произведений Д. Н. Мамина – Сибиряка дошкольники знакомятся с миром природы, повадками и привычками животных, учатся замечать разные природные явления, оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.
Задачи:
Образовательные:
- формировать у детей интерес к книгам и использовать прочитанное в игровой, продуктивной и художественной деятельности;
- на примере произведений писателя формировать у детей такие нравственные качества как честность, ответственность за свои поступки, представление о добре и зле, желание противостоять злу;
- обогащать и расширять словарный запас детей, привлекать к речевому общению между детьми;
- приобщать дошкольников к современной жизни, развивать интерес к посещению выставок, музеев, городских экскурсий.
Развивающие:
- развивать умение выразительно пересказывать литературный текст, самостоятельно составлять рассказы;
- развивать наблюдательность, эмоциональную отзывчивость, высказывать суждения, используя образные слова и выражения;
- развивать способность детей узнавать и называть прочитанные произведения, авторов и персонажей текстов;
- развивать желание детей к разыгрыванию несложных представлений по знакомым литературным произведениям.
Воспитательные:
- воспитывать чувство патриотизма, гордости, желание узнавать что-то новое из жизни своих предков;
- воспитывать в детях интерес к сказкам, желание читать книги и сочинять сказки;
- воспитывать чувство любви к Родине, к природе;
- формировать умение видеть красоту окружающего мира и бережно к нему относиться.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
- определение темы, разработка перспективного плана;
- подготовка материалов и оборудования;
- оформление развивающей среды материалами по соответствующей теме;
- активизировать родителей и их творческую инициативу для реализации проекта.
Основной этап
Виды деятельности и формы работы в образовательных областях
Социально-коммуникативное развитие
Беседы: «Как я провел выходные на природе», «Какие бывают леса?».
Дидактические игры: «Из какой сказки иллюстрации», «Собери, разрезные картинки», «Сложи животное», «Разложи по группам», «Чей домик?», «Экологическое лото».
Сюжетно-ролевая игра «Лаборатория», «Путешествие в лес».
Ситуативный разговор «Будем беречь и охранять природу», «Мы пришли в лес».
Акция под лозунгом «Поможем птицам зимой!»
Познавательное развитие
Просмотр мультимедийных презентаций: «Биография Д. Н. Мамина -Сибиряка», «Иллюстрации к произведениям Д. Н. Мамина - Сибиряка».
Рассматривание фотографий, сделанных с родителями во время прогулок.
Просмотр мультфильмов: «Серая Шейка», «Храбрый заяц».
Оформление выставки по теме в книжном уголке.
Прослушивание аудиозаписи сказок «Алёнушкины сказки», «Серая шейка».
Слушание звуков природы, пение птиц, жужжание насекомых.
Музыкальный материал для слушания музыкальных сказок «Сказка в музыке» разных композиторов (П. И. Чайковского, С. Прокофьева), прослушивание русских народных песен.
Речевое развитие
Чтение художественной литературы: «Алёнушкины сказки» («Сказка про Козявочку», «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост», «Приемыш», «Охотник Емеля», «Как жила последняя муха», «Сказка про Комара Комаровича»), «Серая Шейка».
Разучивание стихотворений к досугу «Сказки Мамина-Сибиряка».
Словесные игры: «Какое слово лишнее?», «Назови ласково», «Спортивные слова», «Да - Нет», «Продолжи предложение (согласование числительных с существительными)», «Сочини сказку о лесе, о его обитателях», «Сочини сказку о птицах».
Отгадывание загадок.
Литературная викторина по сказкам Мамина-Сибиряка.
Игра-фантазия: «Продолжи сказку».
Игровое упражнение «Изобрази».
Игра-драматизация «Сказка про храброго зайца длинные уши, косые глаза, короткий хвост».
Игра - пантомима «Узнай животное».
Художественно-эстетическое развитие
Продуктивная деятельность
Рисование
- «Уточка» (пастель)
Аппликация (смешанная техника)
- «Зимний лес»
Лепка (пластилинография)
- «Серая шейка»,
Конструирование (оригами)
- «Лиса»
- «Зайчик»
Задание с использованием раскрасок.
Работа с родителями
- оформление выставки книг произведений Д.Н Мамина-Сибиряка;
- подготовка атрибутов, костюмов для театрализованного представления;
- проведение досуга «Сказки Мамина-Сибиряка».
Заключительный этап
- музыкально-театрализованное представление сказки «Серая шейка».
- литературный досуг «Сказки Мамина-Сибиряка».