Вид проекта: познавательно – творческий.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители, инструктор по физической культуре, родители.
Срок реализации: 3 марта – 20 марта 2025 г., краткосрочный.
Цель проекта: способствовать развитию познавательной активности детей, обогащать их представления о характерных признаках весны.
Актуальность
В современном мире даже выходные дни дети и родители проводят не на природе, а у телевизора или компьютера. В связи с этим у детей не воспитано заботливое отношение к пробуждающейся природе. У детей нет представления о первых цветах весны. Дети владеют небольшими знаниями о перелетных птицах, об их жизни в весенний период. Дети не умеют устанавливать простейшие связи между условиями наступающего времени года и поведением животных, птиц, состоянием растительности.
А знакомство с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями, формирует у малышей такие качества, как любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Ввести ребёнка в мир природы, сформировать реалистические представления – знания о её объектах и явлениях, воспитать способность видеть красоту родной природы, любовь, бережное и заботливое отношение к ней – важнейшая задача педагогов и родителей.
Задачи
Образовательные:
- конкретизировать и углублять представления детей о первых признаках весны, об особенностях жизни диких животных и птиц в период наступления весны;
- учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года.
Развивающие:
- развивать познавательную активность, мышление, самостоятельность, умение рассуждать, делать вывод;
- расширять и активизировать словарный запас, грамматическую сторону речи по теме;
- развивать продуктивную деятельность детей, совершенствовать навыки и умения в рисовании, лепке, аппликации, развивать творческие способности.
Воспитательные:
- воспитывать заботливое и бережное отношение к пробуждающей природе;
- воспитывать самостоятельность, коммуникативные навыки работы в группе.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями.
Создание развивающей среды для продуктивной деятельности.
Подбор познавательной и художественной литературы, наглядных пособий, загадок, иллюстрированного материала и предметов по теме.
Основной этап
Виды деятельности и формы работы в образовательных областях
Социально-коммуникативное развитие
Беседы: «Весенняя пора», «Деревья и кустарники весной», «Первые весенние цветы», «Для чего нужны скворечники?»
Рассматривание сюжетных картин по теме: «Ледоход», «Первоцветы».
Рассматривание картин: И. Саврасов «Грачи прилетели», И. Левитан «Март».
Сюжетно-ролевые игры: «Цветочный магазин», «Прогулка в зоопарк», «Семья. Поездка на дачу».
Познавательное развитие
Просмотр презентаций: «Весна красна», «Перелетные птицы», «Первые весенние цветы».
Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Когда это бывает?», «Что перепутал художник», «Кого разбудило солнышко», «Кто где живет?».
Настольная игра: «Мемо. Перелетные птицы».
Наблюдение во время прогулки за сосульками, за первоцветами.
Экспериментирование: «Тающий снег, лед», «Тень», «Солнечные зайчики», «Ветка в вазе».
Речевое развитие
Чтение художественной литературы: Л. Толстой «Пришла весна», К. Ушинский «Петушок с семьей», В. Берестов «Подснежники», Г. Скребицкий «Весна в лесу»,
М. Борисова «Песенка капели». Заучивание стихотворения И. Токмаковой «К нам весна шагает».
Загадывание загадок, чтение пословиц и поговорок.
Театрализованная игра по русской народной сказки «Заюшкина избушка».
Потешки: «Весна, весна, красна», «Иди весна, иди красна», «Как у нашего кота», «Жили у бабуси».
Речевые игры: «Зимующие или перелетные птицы?».
Физическое развитие
Подвижные игры: «Через ручеек», «Докати мяч», «Птица и птенчики», «Солнышко и дождик», «Мы топаем ногами», «Кот на крыше».
Хороводные игры: «Летели две птички», «Весенняя капель», «Шел козел по лесу».
Пальчиковые игры: «Весна», «Капель», «Солнышко».
Игры-забавы: «Солнечные зайчики», «Плывут-плывут кораблики».
Физкультминутки: «Подснежники просыпаются», «Весна пришла», «Ласточка», «Добрый жук».
Художественно-эстетическое развитие
Слушание музыкальных произведений: П. И. Чайковский «Времена года. Весна. Март», Н. Митлова «Зима прошла», А. Белоус «Весенняя песня».
Продуктивная деятельность
Аппликация: «Скворечник. Ждем скворцов».
Коллективная работа: «Поляна подснежников» (из бросового материала).
Рисование: «Подснежники распустились».
Работа с родителями
Участие родителей в пополнении пространственно-развивающей среды.
Консультации: «Безопасное поведение в природе весной»; «Как одеть ребенка на прогулку весной».
Заключительный этап.
Выставка детского творчества на тему: «Весна пришла».
Спортивный досуг: «Весна идёт - весне дорогу!»