Вид проекта: информационно – познавательный, патриотический, творческий.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Срок реализации: 10 марта – 1 апреля 2025г.
Цель: формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно-продуктивной и творческой деятельности.
Актуальность проекта: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников в современном обществе. Возрождение интереса к культуре русского народа, эмоционально-чувственного восприятия предметов русской старины и изделий народных промыслов стало одним из справедливых требований к организации образовательного процесса в ДОУ. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями, а также повысить творческую активность педагогов и родителей.
Задачи:
Образовательные:
- продолжать знакомство с русскими народными промыслами (городецкой, гжельской, полхов-майданской росписью);
- вызвать интерес у детей к народному творчеству;
- учить видеть красоту и своеобразие городецкой, гжельской, полхов-майданской росписи;
- учить детей оригинально составлять узоры по мотивам народных росписей;
- научить детей ориентироваться в различных видах росписи.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей;
- развивать чувство цвета, композиционные умения;
- развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать;
- активизировать словарь: растительный орнамент, завиток, тычок, элемент, розан, купавка, Городец, Гжель, Полхов – Майдан.
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь к русскому прикладному искусству;
- воспитывать любовь к народному творчеству;
- воспитывать уважение к работе народных мастеров;
- воспитывать эстетические и этические чувства, любознательность.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Методическая работа: разработка проекта. Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами. Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, иллюстрационного материала по данной теме. Подбор детской художественной литературы. Подбор наглядных и дидактических материалов, игрушек, раскрасок на тему «Сине-голубая Гжель», «Городецкая роспись», «Полхов-Майданская роспись». Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей.
Основной этап
Виды деятельности и формы работы в образовательных областях
Социально-коммуникативное развитие
Беседа: «Что ты знаешь об искусстве Городецких мастеров?», «Почему Гжель называется сине-голубой?», «Какими промыслами занимались мастера Полхов – Майдана? Какими элементами росписи они пользовались?», «История русской матрешки».
Рассматривание альбомов для творчества: «Сказочная Гжель», «Городецкая роспись», «Полхов – Майдан», «Матрешки».
Сюжетно – ролевые игры: «Художественный салон», «Экскурсия по Городецкому музею», «Угостим матрешек чаем»
Познавательное развитие
Рассматривание картин, иллюстраций, энциклопедий.
Рассматривание: репродукций, картин, иллюстраций, фотографий, альбомов на тему «Народные промыслы России»
Рассматривание альбомов для творчества: «Сказочная Гжель», «Городецкая роспись», «Полхов – Майдан», «Матрешки».
Настольные народные игры: «Бирюльки», «Куча-мала», «Рыбалка», «Кошки-мышки», «Блошки в плошке», лото.
Дидактические игры: «Найди пару», «Разрезные картинки», «Лото», «Обведи элемент», «Дорисуй рисунок», «Поможем художнику», «Найди лишнее», «Узнай элементы узора».
Презентация: «Народно – художественные промыслы России», «Русские народные ремесла», «Из истории матрешки»
Речевое развитие
Чтение стихов и загадок о Гжели, Городце, матрешках.
Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов.
Разучивание стихотворений У.А.Никоновой «Узоры гжели», «Семеновские матрешки».
Речевые игры: «Первый звук», «Подбери признаки», «Четвертый лишний».
Игра – викторина: «Что мы знаем о народных промыслах России?».
Физическое развитие
Подвижные народные игры; «Ручеек», «Кружева», «Горелки», «Краски», «Золотые ворота».
Пальчиковая гимнастика: «Дымковские барышни».
Физкультминутка: «Дружные матрешки», «Дымковская игрушка».
Художественно-эстетическое развитие
Хороводные народные игры: «Гуси-лебеди», «Каравай», «Лохматый пес», «У Миланьи, у старушки», «У медведя во бору»
Продуктивная деятельность
Рисование «Роспись грибочка» (Полхов-Майдан), «Роспись гжельской посуды», «Роспись матрешки»
Лепка «Петушок» (Полхов-Майдан)
Альбомы для раскрашивания с элементами различных росписей (игрушки, матрешки, посуда).
Работа с родителями
Рекомендации по посещению Всероссийского музея декоративно – прикладного и народного искусства.
Организация выставки книг и пополнение библиотеки группы произведениями о народных промыслах России.
Консультация для родителей: «Народные промыслы России», «Город мастеров».
Заключительный этап
Выставка детских творческих работ по теме: «Декоративно – прикладное искусство».
Выставка изделий гжельской керамики, изделий городецкого промысла, игрушек полхов-майданской росписи, матрешек.