Краткосрочный проект «Осень – дивная пора!» 04.12.2020

Дети старшей группы №11 совместно с воспитателями и родителями реализовали краткосрочный проект «Осень – дивная пора!»

Участники проекта: дети старшей группы (5 – 6 лет), воспитатели, родители, воспитатель по физической культуре.

Срок реализации: сентябрь – ноябрь 2020 г., среднесрочный.

Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий

Цель проекта: активизация исследовательской деятельности по изучению природы во всех её проявлениях в осенний период времени у детей старшей группы, а также создание условий, способствующих творческому выражению впечатлений детей в создании декоративных композиций.

Актуальность: познание ребёнком окружающего мира обязательно включает и познание природы. Сухомлинский В.А. писал: «Мир, окружающий ребёнка,- это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума. Очень важно с ранних лет развивать в детях умение созерцать, наслаждаться ею, вглядываться в неё и вслушиваться. Учитывая, что представление детей пятого года жизни об объектах природы и временах года в целом еще недостаточно устойчиво, а практические, трудовые умения только начинают формироваться, необходимо систематически и целенаправленно знакомить дошкольников с природой».

Задачи:

- обобщить и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях;

- расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы;

-развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, при рассматривании иллюстраций и картин художников;

- расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем;

- развивать способность применять сформированные умения и навыки связной речи в различных ситуациях общения;

- способствовать развитию памяти, восприятия;

- воспитывать у детей бережное отношение к природе.

Предполагаемые результаты: закрепление знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах; расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики; применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения; отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (изобразительной, театрализованной, умственной, игровой); заинтересованность и активное участие родителей в образовательном процессе детского сада.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями. Подбор материала и оборудования для занятий, бесед, игр с детьми. Подборка фотографий, литературы. Сбор листьев для работ, семян растений, шишек, желудей и косточек плодов. Разучивание стихотворений об осени, овощах, фруктах. Оформление стенда для родителей по теме: «Осень». Консультация для родителей «Все делаем ВМЕСТЕ».

Основной этап

Виды деятельности и формы работы

Игровая деятельность

Дидактические игры: « Чей детёныш?», «Когда это бывает?», « С какого дерева лист?», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус», «Две корзинки», «Узнай на ощупь», «Что где растёт», «Огород, огород, очень много с ним хлопот», «Раздели птиц на перелетных и зимующих».

Подвижные игры: «Длинная змейка», «Филин и птицы», «Волшебная палочка», «Листопад», «Гуси и волк», «Змейка», «Сыч и мышата», «Ветер и деревья», «Найдите дерево».

Игры-соревнования: «Кто первый соберет осенний букет из листьев».

Физкультминутки: «Листики», « Собираем сливы», «Подсолнух», «Деревья»;

Пальчиковые игры: «Грибы», «Капуста», «Птицы», «Осенние листья», «Ягоды», «Вышел дождик погулять».

Сюжетно – ролевые игры: «Овощной магазин», «Огород», «Семья собирается на прогулку».

Игра – драматизация сказки «Репка», «Под грибом»;

Социально-коммуникативная и познавательная деятельность

Беседы об осени: «Осень – добрая волшебница», «Перелётные птицы», «Листопад», «Растительный мир осенью», «Что мы знаем про осень?», «Витамины с грядки», «Правила поведения в природе».

Рассматривание тематических альбомов: «Овощи», «Фрукты», «Деревья и кустарники осенью», «Перелетные и зимующие птицы», «Осень в картинах русских художников», «В лесу».

Творческое рассказывание детей по темам: «Что я видел в парке», «Мы гуляли на участке», «Как звери готовятся к зиме?» «Почему птицы улетают в теплые края?».

Рассматривание сюжетных картин. Составление описательных рассказов с помощью схем: «Овощи – фрукты», «Времена года», «С какого дерева лист».

Рассматривание картин известных художников: «Золотая осень» И.Левитан, «Осеннее утро» Г. Мясоедов, «Золотая осень» В.Поленов.

Развитие речи и чтение художественной литературы

Загадки на тему осени. Пословицы, поговорки, потешки. Чтение и заучивание стихотворений об осени. Чтение стихотворения Ю. Тувима «Овощи». Чтение сказки «Осень на пороге» Н. Сладкова. Чтение рассказа "Последний лист" П. Молчанова, М. Пришвина «Осенние листики», Е.Исаевой «Секреты осеннего леса», Скребицкого «Осень», «Как птицы и звери к зиме готовятся» Г. Снигерёва. А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»; А.Пушкин «Осень» (отрывок), И.Демьянов «Осень», А. Фет «Ласточки пропали», А. Плещеев «Осенняя песенка», И. Бунин «Листопад», А. Твардовский «Ноябрь», Н. Грибачев «Рыжие листья», В. Сутеев «Яблоко», В. Бианки «Осень» (из сказки-рассказа «Синичкин календарь»), Н. Сладков «Осень на пороге», И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

Продуктивная деятельность

Рисование: «Осенний лес»

Лепка: «Овощи», «Грибы»

Поделки из природного материала: «Мишки в лесу», «Хлебные колосья»

Аппликация: «Белый гриб», «Листопад», «Зонтик», коллективная работа «Разноцветная осень»

Создание коллажа из осенних листьев.

Работа с родителями

Консультации: «Золотая Осень», «Осенняя прогулка», «Осенние забавы», «Осень без простуды».

Заготовка природного материала для рассматривания и ручного труда.

Участие в конкурсе поделок из природного материала «Необычное - из обычного».

Заключительный этап

Продукт проектной деятельности:

- оформление выставки детских творческих работ.

- конкурс поделок из природного материала «Необычное - из обычного».

- путешествие по экологической тропе с воспитателем-экологом: экскурсия в осенний парк «Тропарево», работа в цветнике детского сада (посадка тюльпанов, обрезка роз).

- физкультурный досуг «Во саду ли в огороде»