Вид проекта: познавательно-исследовательский.
Участники проекта: дети подготовительной группы (6 – 7 лет), воспитатели, родители.
Срок реализации: 1 октября – 24 октября 2025 г., краткосрочный.
Цель проекта: сформировать у детей представление о ценности хлеба.
Актуальность: в мире существуют понятия, которые для людей никогда не теряют своей ценности, они незыблемы, речь идет о хлебе. Хлеб – это символ благополучия и достатка!
По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол. Сколько труда нужно приложить, чтобы посеять, вырастить, помолоть зерно, а затем испечь хлеб. Получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если ребенок будет знать, сколько затрачено сил для того, чтобы вырастить хлеб, то будет бережнее относиться к нему. Данный проект позволяет в условиях воспитательно-образовательного процесса расширить знания детей о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде людей, выращивающих хлеб.
Задачи:
Образовательные:
- закрепить знания детей о хлебе как одном из величайших богатств на земле;
- рассказать детям, как на наших столах появляется хлеб, какой длинный путь он проходит, прежде чем мы его съедим;
- систематизировать и закрепить знания детей о сельскохозяйственных машинах;
- познакомить с последовательностью трудовых действий, орудиями труда, народными традициями;
- довести до сознания детей, что хлеб – это итог работы многих людей;
- закрепить названия профессий людей, растящих хлеб;
Развивающие:
- способствовать развитию детской любознательности, расширять кругозор детей;
-вызывать у детей интерес к хлебу через различные произведения, стихи, сказки, загадки, проектно-исследовательскую деятельность;
-способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности;
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, которые выращивают и пекут хлеб;
- стимулировать и активизировать совместную деятельность и сотрудничество детей, родителей и педагогов.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Обсуждение целей и задач проекта, составление плана работы.
Сбор информации: о злаковых растениях, о сельскохозяйственной технике, о хлеборобах, о народных традициях.
Подбор демонстрационного материала: картинки, иллюстрации, видеоматериал.
Подбор художественно-литературного материала: пословицы, поговорки, рассказы, сказки, притчи, стихи.
Оформление презентации и викторины «Откуда хлеб пришел?»
Подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности.
Организация выставки книг с привлечением родителей.
Основной этап
Виды деятельности и формы работы
Социально-коммуникативное развитие
Беседы: «Хлеб – всему голова», «Как хлеб на стол пришел?», «Кто хлеб растит?», «Как мы можем беречь хлеб?».
Рассматривание иллюстраций и сюжетных картин «Золотая рожь», «В пекарне», «Слава тем, кто хлеб растил, не жалел трудов и сил»; рассматривание демонстрационного материала и наглядного пособия «Хлеб – всему голова», «Хлебобулочные изделия»;
рассматривание репродукций картин: И. Шишкин «Рожь», Г. Мясоедов «Жатва»,
М. Клодт «На пашне».
Загадки и пословицы о хлебе, поговорки, народные приметы, скороговорки, считалочки.
Сюжетно-ролевые игры: «Мы - хлеборобы», «Хлебный магазин».
Познавательное развитие
Просмотр презентаций: «Откуда хлеб пришел?».
Дидактические игры: «Назови хлебобулочное изделие», «Угадай на вкус», «Что сначала, что потом», «Что можно приготовить из муки?», «Назови злак, из которого сварили кашу», «Волшебная палочка», «Все по полочкам», пазлы, лото, разрезные картинки.
Лего – конструирование: «Сельскохозяйственные машины».
Строительная игра: «Комбайн»
Опытно-исследовательская деятельность: «Как появляется мука?», «Проращивание семян».
Просмотр мультфильмов «Золотые колосья», «Хлеб» (белорусские сказки), «Чудо – мельница» (русская народная сказка), «Колосок» (украинская сказка).
Речевое развитие
Чтение художественной литературы: «Урожай» (С. Погореловский), «Золотая рожь» (В. Серова), «Все здесь» (Я. Тайц), «Пшеница», «Рожь» (из «Книги о растениях»), «Руки человека», «Лето» (Я. Дагутите), «Хлебный голос» (А.Ремизов), «Хлеб» (М. Глинская), «Три ржаных колоска» (С. Топелиус), «Теплый хлеб» (К. Паустовский), «История хлеба» (Е.Рудницкая), чтение детских энциклопедий из серии «Я познаю мир» и детских энциклопедий с Чевостиком.
Заучивание стихотворения «Хлеб» (С. Погореловский), «Каравай» (Л. Кузьмина), «В булочной» (И. Лопухина).
Речевые игры: «Сложи картинку» (составление рассказа по картинке), «Пропавший звук», «Придумай родственное слово», «Игра в слова», «Выдели лишнее слово», «Назови признак», «Назови, какой, какая, какое».
Артикуляционная гимнастика «Хомячок - толстячок». «Откуда хлеб пришел».
Игра – викторина: «Что мы знаем о хлебе?».
Физическое развитие
Подвижные игры: «Найди и промолчи», «Покажи колосок», «Дружные зерна», игра с мячом «Вопрос-ответ».
Игры-эстафеты: «Довези мешки с мукой», «Кто быстрее соберет колосья?».
Пальчиковые игры: «Хлебушек», «Пекарь», «Месим тесто».
Физкультминутка: «В землю зернышко попало».
Художественно-эстетическое развитие
Музыкальная игра «Есть за углом зеленый дом»
Продуктивная деятельность
Рисование: «Хлебное поле»
Аппликация: «Колосок», коллективная работа «Уборка урожая».
Лепка «Вкусные ватрушки».
Флористика и дизайн: «Букет из осенних засушенных листьев и колосьев».
Самостоятельная художественная деятельность - раскраски.
Работа с родителями.
Консультация для родителей «Значение хлеба в жизни человека», «Вторая жизнь черствого хлеба».
Организация выставки книг и пополнение библиотеки группы произведениями о хлебе.
Совместный с родителями мастер-класс по выпечке хлеба.
Заключительный этап
Выставка детских творческих работ о хлебе.
Тематическое мероприятие в группе посвященное Всемирному Дню хлеба.
Экскурсия в пекарню «Хлебные традиции».






